Для большинства граждан работа коллектора подразумевает возврат долга любыми способами. Такое мнение сформировалось не без участия СМИ. Статьи и выпуски новостей рассказывают о том, что могут сделать коллекторы микрозаймов. До 2016 года деятельность таких организаций никак не регулировалась. После принятия федерального закона № 230-ФЗ работа коллекторских стала более регламентирована, а контроль за взысканием задолженностей передан службе приставов.
Права коллекторов
Взаимодействие должника и коллектора должно основываться на принципе взаимного уважения. Все действия, направленные на решение возникшей ситуации, должны быть обоснованными. Новый закон позволяет следующее:
- Общаться с заемщиком, приходить к нему домой.
- Предоставлять достоверную информацию о правах и последствиях невозврата долга.
- Личные данные должника, имеющиеся у агентства, без согласия передавать установленным законом лицам.
- Время взаимодействия ограничивается с 8 до 22 часов в будни, с 9 до 20 часов в выходные и праздничные дни.
- Рекомендовать возможные варианты оплаты долга.
- В течение 30 дней отвечать на обращения заемщика.
Коллектор вправе обратиться в суд для взыскания задолженности по поручению кредитора либо от своего имени. В этом случае он становится участником гражданского судопроизводства и имеет все права, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ. Представитель агентства может подать исковое заявление, но принимать любые меры по обеспечению иска могут только судебные приставы.

Важно! С 1 июля 2020 года все банки и МФО обязаны уведомить должника о заключении договора с коллекторской фирмой и разместить информацию на сайте www.fedresurs.ru.
Права должника
Права должника следующие:
- Писать и звонить по телефону коллекторы имеют право в течение 4 месяцев с момента появления задолженности.
- По истечении этого времени должник вправе отказаться от дальнейшего общения. Сделать это можно с помощью письменного заявления, отправленного в кредитную организацию и самим коллекторам.
- Заемщик может выбрать способ связи: лично или через адвоката.
Важно! Прежде чем вступать в переговоры с сотрудниками агентства, следует уточнить, числится ли оно в реестре. Сделать это можно на сайте федеральной службы судебных приставов.

Как себя вести при угрозах
Угрозы в любой форме являются незаконными. Если коллекторы грозят физической расправой лично заемщику или его родственникам, нужно собрать доказательства и с ними обращаться в суд. Звонки и личные беседы в таком случае нужно записать на диктофон.
При этом должнику важно помнить, что грубость и угрозы в качестве ответной реакции могут сыграть против него самого.
Важно! Гражданин вправе подать жалобу на коллекторскую службу, если факт нарушения закона установлен и задокументирован (детализация звонков, поздние визиты).
Что делать и куда обратиться за помощью
Столкнувшись с неправомерными действиями в свой адрес, следует обратиться с жалобой в одну из перечисленных инстанций:
- Полиция.
- Федеральная служба судебных приставов.
- Роскомнадзор.
- Прокуратура.
- Центральный банк.
- Роспотребнадзор.
- Финансовый омбудсмен.
Сделать это можно по почте или через электронные сервисы, приложив доказательства нарушений.

Столкнуться с финансовыми сложностями может каждый. Какая бы причина ни была, не стоит уходить от диалога с кредитором. Задолженность придется погасить по своему желанию или под надзором судебных органов.
Выйти из ситуации с минимальным дискомфортом можно с помощью коллекторского агентства, работа которого направлена на поиск оптимального варианта погашения долга.